Iron Maiden - Iron Maiden (1980)

Релиз дебютного одноименного альбома британской группы Iron Maiden состоялся 45 лет назад. Пластинка положила начало не только карьере одного из самых влиятельных коллективов в истории тяжелой музыки, но и новой волне британского хэви-метала.

Альбом был выпущен на лейбле EMI в Великобритании и на Harvest и Capitol Records — в США. Американская версия содержала трек Sanctuary, который в Соединенном Королевстве выходил отдельным синглом. С 1998 года песня включена во все ремастированные издания альбома, но в последующих переизданиях — на виниле (2014), в «цифре» (2015) и на CD (2018) — лейблы вернулись к оригинальному трек-листу.

Это единственный студийный альбом Iron Maiden, в котором участвовал гитарист Деннис Стрэттон. Он присоединился к группе незадолго до записи, но вскоре был уволен из-за музыкальных разногласий. Например, добавленные им к песне Phantom of the Opera вокальные и гитарные гармонии в духе Queen и Wishbone Ash были категорически отвергнуты остальными участниками.

Работа над альбомом проходила в студии Kingsway в Лондоне в январе 1980 года, а финальные сведения состоялись в феврале в Morgan Studios. Интересно, что продюсер Уилл Мэлоун, указанный в кредите, по словам участников, проявлял минимальный интерес к проекту — фактически, большую часть работы группа делала самостоятельно. Несмотря на это, пластинка звучит сыро, агрессивно и по-настоящему живо — именно эта энергия и принесла альбому культовый статус.

Running Free стал первым синглом, вышедшим еще до релиза альбома, и достиг 34-го места в британском чарте. Во время его продвижения Iron Maiden выступили на легендарном шоу Top of the Pops, отказавшись от фонограммы — они стали первой группой с 1972 года, исполнившей песню вживую на этой программе.

Альбом включил в себя несколько ключевых композиций, которые навсегда вошли в концертный репертуар Iron Maiden. Среди них — Phantom of the Opera, Iron Maiden, Sanctuary и Running Free. Последняя песня особенно автобиографична: вокалист Пол Ди’Анно описал ее как гимн своей юности — времен, когда он бегал по улицам, как дикий.

Несмотря на споры вокруг качества продакшена, критики и слушатели приняли альбом восторженно. Он занял четвертое место в британском чарте, а гастрольный тур Iron Maiden по Европе открыл группе двери к международной славе. Басист и автор большинства композиций Стив Харрис вспоминал, как группа с удивлением обнаружила, что в голландском Лейдене их уже ждали с баннерами и полными залами.

Дебютник Iron Maiden стал одним из двух альбомов группы, включенных в список "1001 альбом, который вы должны послушать, прежде чем умереть". А журнал Rolling Stone поставил его на 13-е место в рейтинге "100 величайших метал альбомов всех времен".